
В условиях динамично меняющегося налогового законодательства и растущей административной нагрузки на малый бизнес, вопросы бухгалтерского и налогового учета становятся все более актуальными. Ольга Цой, директор компании «Главбух», делится своим мнением о текущих вызовах и перспективах в этой сфере.
В интервью она раскрывает, как частые изменения в налоговых и регуляторных нормах влияют на работу бухгалтеров и предпринимателей, а также предлагает практические рекомендации по минимизации рисков и эффективному взаимодействию с налоговыми органами.
— Как увеличивающаяся сложность работы бухгалтера влияет на бизнес, особенно с частыми изменениями в налоговых и регуляторных нормах?
— С каждым годом работа бухгалтера становится сложнее и рискованней. Наверное, нет недели, чтобы ФНС или другой надзорный орган не «обрадовали» нас какими-то изменениями. Это могут быть изменения в платежных документах, декларациях, кодах и так далее. Вроде мелочи, но они требуют отслеживания, обновления в программе и прочего. А такие глобальные изменения, как единый налоговый счет, НДС для упрощенцев, существенное увеличение налогов, часто для малого бизнеса ставят под сомнение само ведение бизнеса.
— Почему сложно защитить бизнес, когда предприниматели несут ответственность не только за себя, но и за своих партнеров?
— Пока предприниматель будет отвечать не только за себя, но и за своих партнеров, я не вижу способа достойной защиты. За всю цепочку отвечает тот, кто попал под проверку. Да и в рамках одного предприятия нет единства судебной практики по очень многим вопросам. Вот и пишем запросы в ФНС для разъяснения вопросов, зачастую получая список документов для выбора самостоятельно своей позиции.
— А как вы относитесь к телефонным запросам от контролеров и как воспринимаете требования по документам от налоговых органов?
— Я категорически против предоставления любой информации по телефонным запросам — это происходит очень часто. Я против излишне развернутых объяснений по требованиям. Все вопросы должны быть в рамках закона, а ответы краткими и конкретными.
— По вашему мнению, какие шаги нужно предпринять, чтобы оспорить решение налогового органа?
— Еще до получения решения нам вручают акт. А дальше процедура из НК — возражения на акт, рассмотрение возражений, получение решения, жалоба в вышестоящий орган, заявление в суд. Налоговая имеет право проводить дополнительные мероприятия по возражениям и жалобам, но это не может ухудшить положение налогоплательщика, поэтому нужно бороться.
Программное обеспечение, используемое налоговым органом, часто работает некорректно, не сторнирует налоговые уведомления после сдачи налоговых деклараций, что приводит к образованию у предпринимателей долга перед налоговой. Один раз в месяц у одного или двоих клиентов, находящихся на обслуживании, происходят такие технические ошибки на миллионы рублей. Если бы эти технические ошибки не влияли на права и законные интересы предпринимателей, то проблем не было бы, но налоговый орган на основе этих данных, возникших в результате технической ошибки, приостанавливает операции по счетам, производит взыскание налога. При таких обстоятельствах регулярно обращаемся в налоговый орган для того, чтобы исключить такие суммы из ЕНС, но не всегда налоговый орган действует оперативно. Ситуация осложняется тем, что техническая ошибка происходит при начислении в одной налоговой, а взыскивает налог другая. Все время приходится взаимодействовать с несколькими налоговыми органами. Осуществляется подача жалоб в УФНС России, и с 2023 года все такие технические ошибки мы смогли устранить на досудебных стадиях, не допустив принудительного взыскания налога.
Еще одним интересным случаем является защита права предпринимателя на применение УСН. При регистрации в качестве ИП гражданин направил уведомление о применении УСН, которое до налогового органа не дошло. Добросовестно заблуждаясь относительно того, что он правомерно применяет «упрощенку», а не общую систему налогообложения, налоговая отчетность по общей системе им не сдавалась, налоги по общей системе не уплачивались. Спустя 1,5 года налоговый орган обнаружил, что уведомление не было сдано и попытался доначислить ИП НДФЛ и НДС суммарно на 3 млн рублей. После изучения обстоятельств дела удалось обосновать, что налоговый орган 1,5 года знал о том, что ИП применяет УСН, принимал от него налог по упрощенной системе, более того, начислял пеню по УСН. Удалось защитить ИП от доначислений и штрафов, а само уведомление невероятным образом нашлось в недрах налогового органа.
— Как можн снизить налоговые риски для малого бизнеса?
— Требовать письменных подтверждений от налогового органа — они могут стать доказательством по делу в суде. Направлять запросы о применении НК РФ в налоговые органы. Чем больше будет доказательств, тем больше шансов одержать победу. Это правило может показаться очевидным, но, как показывает практика, часто не соблюдается.
Проводить предварительный анализ налоговых операций — это позволяет значительно снизить налоговые риски. Часто малый бизнес обращается уже постфактум, когда договор заключен, расчет проведен или уже совершены действия, которые влекут налоговые последствия, в таких ситуациях последствия могут быть печальными.
— Как изменения влияют на способность малого бизнеса расти или оставаться жизнеспособными?
— Малый бизнес очень зависим от поставщиков, покупателей, и от контролеров. Смотрите, что сейчас: при выручке до 60 млн в год предприятие на УСН платит налоги как прежде, а если выручка больше хотя бы на одну копейку, появляется НДС, который, как правило, идет в процентах от оборота. Минимум 5% — не от прибыли, а от валового дохода. Какая уж тут экономика бизнеса? А значит, правительство подталкивает «малышей» либо к ограничению развития, либо к дроблению бизнеса, причем существенно увеличив за это ответственность. К этому добавляется существенное увеличение отчетности в ФНС, дополнительные обязанности по учету в военкоматах, по проверке контрагентов и прочее. Да и судебная практика по одному и тому же вопросу часто противоречива. Количество требований от ФНС иногда выше всякой разумности, а ответить необходимо в кратчайшие сроки — 5-10 дней. Все это — огромная нагрузка на малый бизнес. И важное, на мой взгляд, — люди перестали верить в судебные разбирательства. Они, как в нулевые, пытаются найти другие способы — банкротство, продажа предприятия, смена учредителей и т. д. А это очень плохо, когда нет веры.
— Как изменились виды налоговых проверок для малого бизнеса и какие трудности возникают?
— По малым предприятиям выездных проверок стало существенно меньше, но их место заняли камеральные проверки, в рамках которых не просто проверяют правильность и полноту отчета, но и предъявляют кучу требований по текущей деятельности. Требуют письменных разъяснений или документы, в том числе по периодам, по которым уже и налоговой проверки не может быть. А чего стоит знаменитая фраза в налоговых требованиях «вне рамок налоговой проверки» и список на нескольких страницах. Но уж если мы получаем акт выездной проверки, то это документ на нескольких сотнях листов и преимущественно основанный на допросах третьих лиц.
К сожалению, все предприятия находятся под постоянным недружественным контролем — задача налоговой собрать побольше доначислений, а не предупредить нарушения. Просто игнорируют тот факт, что всю эту сложную отчетность должен вести предприниматель, у которого зачастую нет ресурсов для выполнения всех требований фискалов. А виды налогообложения, по которым все научились работать и честно платили, отменили, именно поэтому вмененка стала фискалам не интересна. Аналогичная ситуация с переводом на ОСН торговлю ювелиркой. Сначала всех перевели, потом спохватились и разрешили применять УСН для тех, где нет золота. Но! Любая смена системы налогообложения — это большие финансовые потери, а в данном случае и подталкивание к дроблению.
— С какими трудностями сталкиваются предприятия при работе с сложными налоговыми системами?
— Омские фискалы идут в едином строю с ФНС России. Требований к предприятиям ежегодно становится все больше, также как и объем отчетности, и это не местные придумки. При этом многие нововведения теперь уже годами не доводятся до приемлемого вида. Я говорю о едином налоговом счете. До сих пор мы неделями, а иногда месяцами не можем установить, куда ушли наши деньги. За этот период, если ФНС заинтересована в этом инструменте, сто раз можно было бы отрегулировать все. Очевидно, это контролерам не важно или не нужно.
Мы не только ведем учет, но и, осознавая свою ответственность перед клиентами, постоянно мониторим судебную практику, новые разъяснения от фискалов и прочее. Для этого у нас есть юристы, судебные эксперты, аудиторы. Стараемся.
— Как недавние изменения в государственной политике повлияли на будущее налогового законодательства, и какую роль играет увеличение государственной пошлины в ограничении доступа к судебной защите?
— Мне сложно оценить, как правительство видит будущее налогового законодательства. Я могу только повторить, что на данном этапе все усложняется и удорожается. И дело не только в юридических услугах. С сентября 2024 года вступили в действие новые размеры государственной пошлины за обращение в суд. Для оспаривания действий налоговых органов такое повышение составило для организаций в 16 раз, а для ИП — в 50 раз! Само по себе увеличение государственной пошлины снижает желание предпринимателей обращаться в суд за защитой своих прав. Одновременно с осложнением доступа к судебной защите происходит усложнение и увеличение отчетов, а также увеличение штрафов за нарушение сроков и порядка их сдачи. Как последний пример — штраф за то, что предоставили отчет не в электронном виде, а на бумаге — 200 рублей за нарушение формы представления декларации, но плюсом к этому идет и штраф за непредставление налоговой декларации — 5% от суммы налога, подлежащего уплате за полный или неполный месяц просрочки. При этом неполным месяцем считается и пропуск на 1 день. Так что цифра — это тоже инструмент, зачастую усложняющий жизнь.
— Тогда как бизнесам поддерживать соответствие налоговым правилам в условиях возрастающей сложности и какую роль в этом играет многолетний опыт?
— Мы живем в условиях, созданных не нами, по законам, которые независимо от того, считаем ли мы их справедливыми. Мы просто стараемся в этих условиях максимально честно выполнять свою работу с учетом того огромного опыта, что у нас есть за 25 лет работы. А предпринимателям, независимо от срока их бизнеса, необходимо проверять свои действия по тем вопросам, с которыми они сталкиваются, особенно если это еще и впервые, что-то новое. Ввести за правило получить консультацию у специалистов и желательно до того, как начнут новую сложную сделку.
— Напоследок — какова, на ваш взгляд, цель любого бизнеса в области налогового учета, и как ответственность за минимизацию рисков влияет на будущее налоговой политики?
— Цель любого честного предприятия — достойно делать свою работу, для нас это ведение бухгалтерского и налогового учета с минимизацией рисков для собственников. Я работаю давно и пока еще верю, что настанет время, когда налоговый кодекс станет стабильным, когда и проверяющие, и предприятия будут нести одинаковую ответственность за свои действия. Пока мы от этого все дальше.
Реклама. ООО «Главбух», glavbuh-best.ru, ИНН 5503167012. Erid:2VtzqueFcyq.