
Смена интересов покупателей спровоцировала рост затрат не только на строительство, но и на инвестиции в окружающую территорию жилых домов.
Рынок жилья в Омской области за последние годы сильно изменился. Если ранее застройщикам было достаточно построить сам дом, то в конце 2020-х годов покупатель стал гораздо более избирателен. Помимо самого жилья омичи стали обращать внимание на инфраструктуру и благоустройство.
«Девелопмент в регионах за последние годы стал резко развиваться. Это продиктовано поддержкой застройщиков государством, программами обеспечения жильем молодых семей, льготной ипотекой. На рынок вышли новые игроки», — рассказала сооснователь архитектурного бюро «ВЕЩЬ!» Мария Кутай.
Особенно заметное изменение восприятия произошло в 2021 году, когда в регион стали заходить федеральные застройщики «Эталон» и «Брусника» и привозить собственные проекты, в которых уже тогда было уделено гораздо больше внимания комфортной среде.
«Технологии и архитектурные приемы, жизненные сценарии, ценности стали более разнообразными и сложными. В 2020-м на этот тренд наложилась пандемия, изменившая характер занятости людей и культуру взаимодействия с окружающим миром. Жители теперь хотят больше времени проводить внутри и рядом с домом, иметь доступ к многофункциональным пространствам, меньше выезжать в центр, чтобы разнообразить досуг», — пояснил руководитель подразделения НИОКР девелоперской компании «Брусника» Алексей Хриченков.
Параллельно с этим тренды начали закреплять и власти, и коммерческие объединения. В 2019 году были запущены целые ряды нацпроектов, направленных на комплексные благоустройства территорий, а Единый реестр застройщиков (ЕРЗ) начал составлять топы новостроек по потребительским качествам. К сентябрю 2025 года в Омской области первые три места занимают иногородние застройщики — «Брусника» с «кварталами Драверта», Dogma с ЖК «Снегири» и Newton с ЖК «Пушкина, 77».
Рост затрат
Эксперты подтверждают, что создание качественного окружения напрямую влияет на успех проекта. Застройщики отмечают, что благоустроенная территория не только повышает привлекательность, но и способствует росту спроса. Вложения в благоустройство становятся важным элементом маркетинга и конкурентного преимущества, особенно для жилых комплексов комфорт— и бизнес-класса.

Илья Бальцер, генеральный директор института «Град», отмечает: «Для нас важна не только точка на карте, но и инфраструктура вокруг. Это наличие качественных социальных объектов, таких как детские сады и школы. Кроме того, важно, чтобы рядом была возможность наслаждаться красивыми общественными пространствами и гулять по городу».
Эксперты отмечают, что процент выделяемый на благоустройство последние пять лет растет. Максим Жабин, заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой», приводит цифры: «При средней себестоимости проекта 60–63 тыс. рублей за квадратный метр на благоустройство уходит 2–3% от общего объема затрат. Однако улучшение качества благоустройства ведет к увеличению спроса, а это оправдывает инвестиции».
Ранее коммерческий директор «Мангазея Девелопмент» Дмитрий Липовой в разговоре с РБК Недвижимость рассказывал, что в проектах комфорт— и бизнес-класса доля затрат на благоустройство варьирует от 3% до 5%, расходы на отделку мест общего пользования и входных групп — от 10% до 15%. Соответственно, средняя общая доля затрат на повышение комфорта проекта может составлять 15–20%.
В «Бруснике» заявили, что объем средств на благоустройство вокруг дома в компании достиг 6% от проекта и ниже делать его нельзя, поскольку эти вложения повышают спрос. Как ранее писал NGS55, на начальном этапе строительства тех же «кварталов Драверта», в 2021 году минимальные инвестиции в проект составляли 17 млрд руб.
«Например, мы вывели собственный стандарт озеленения, контролируемый через коэффициент в кубометрах. Зеленые зоны должны занимать не менее две трети территории двора. Таким образом формируется экосистема, предполагающая биоразнообразие и создание кормовой базы для птиц», — рассказали в компании.
При этом, судя по их же вычисленным нормативам, газон занимает лишь 1% от всего озеленения. Наибольшее внимание уделено кустарникам (65%), которыми зонируют пространства, проезды и прочее. На втором месте — крупномерные деревья (28%). Оставшиеся 5% — это многолетние травы и цветы.

Внимание к мелочам
Руководитель ГК «Метрополис», компании которая активно занималась благоустройством в городе Сочи, Анна Невзорова в разговоре с краснодарским РБК акцентировала, что современный застройщик — в первую очередь должен быть серьезной компанией, с финансовой поддержкой и стабильной структурой, чтобы иметь возможность развивать городскую среду.
«Ведь в первую очередь покупателей привлекает не сам жилой комплекс, а возможность жить в комфортном городе или инвестировать в развивающуюся и современную территорию», — отметила Анна Невзорова.
Достаточно крупные компании, которые ведут проекты сразу в нескольких городах России, содержат собственные подразделения, которое занимается исключительно вопросами стандартов благоустройства, созданием ландшафта. При этом эти же люди исследуют уже примененный опыт эксплуатации, чтобы учесть ошибки или преимущества в будущем, и закупает растения.
«Если высадкой растений в ландшафт занимаются подрядные организации, то дальнейшим уходом за растениями — собственная сервисная компания. Она работает во всех проектах Брусники, аккумулирует опыт, полученный в разных регионах, это способствует улучшению продукта. Подразделение, ответственное за развитие продукта, курирует каждый проект, наблюдает за тем, как растения приживаются, дистанционно консультируют специалистов сервисной компании», — рассказали в Бруснике.
К примеру, накопленный опыт открыл новое направление развития — экстенсивные кровли. Местные растения специалисты высаживают на специальный субстрат на кровлю паркинга, далее растения развиваются самостоятельно, как если бы они были в живой природе — то есть их не поливают, не подкармливают и не вмешиваются в их жизнь. Помимо эстетических качеств такая кровля оказалась очень эффективным естественным терморегулятором внутри здания.
Идущий к реке
6% от проекта — необходимый минимум, но не правило, отмечают эксперты. Большинство девелоперов сходится во мнении, что участок рядом с водоемом сильно повышает ценность продукта. При этом затраты на благоустройство прибрежной зоны намного выше. К примеру застройщик территории рядом с СибАДИ GloraX делает отдельный акцент на реакреационную зону — прогулочную набережную реки Иртыш. На 600-метровый участок, по словам директора департамента развития и GR Сибири и южных регионов компании GloraX Степана Аверина, планируется направить не менее 800 млн руб. Это не считая озеленения и благоустройства территории самого жилого комплекса, общие инвестиции в который планируются в размере 20 млрд руб.
«Брусника», как пример, привела первый опыт комплексного благоустройства набережной в Новосибирске. «Евроберег», как пояснили в компании, стал хоть и вторым общественным пространством в их истории, но первым «осознанно проектируемым».

В Омске за счет относительной удаленности «Кварталов Драверта» от берега был запланирован еще более масштабный проект — 1,5-километровый зеленый коридор вдоль Бульвара Архитекторов, который соединит пешеходными путями парк 300-летия Омска и поймы Иртыша. Одно из принципиальных отличий этого проекта стали то, что в этом особенное внимание было уделено мнению жителей и архитекторов. Первые проекты были опубликованы еще в 2024 году и изменялись с учетом пожеланий омичей и архитектурных бюро.
«Сами жители продемонстрировали высокую заинтересованность в озеленении бульвара. Людей привлекает возможность отдохнуть на природе вблизи реки и в то же время рядом с жилыми кварталами. Зеленые зоны в городе сами по себе имеют важное значение. Тренд на их создание появился в 80-е в Европе и Америке. Деревья там всегда были в дефиците, поэтому озеленение районов — вынужденная мера для создания благоприятных условий жизни. Фактически, и сам Омск изначально задумывался как город-сад по тем же причинам. Поэтому при проектировании бульвара мы сделали выбор в пользу красивых и в то же время неприхотливых растений, которые не требуют особенного ухода», — говорила ранее главный архитектор бюро МЛА+ Алена Барсукова.
Стоимость этого проекта, который начали реализовывать в этом году, а планируют завершить в 2028 — превышает 1 млрд руб. из средств девелопера.